Один из наиболее древних и сложных по своей строительной истории сооружений Новгорода - памятник, который расположен в северной части Ярославова дворища. Это многослойный памятник, в формах которого отложились значительные пласты разновременной архитектуры, и он является ярким примером этого. Однако, благодаря плодотворной реставрации, он имеет гармоничный и непротиворечивый образ в целом. Топонимическое указание «Опоки» обычно объясняют как «меловой известняк, белая глина, но также существует и другое толкование - «заболоченное заполнение исчезнувшего ручья».
Во время Великой Отечественной войны памятник претерпел значительные разрушения: кровля была утрачена, большая часть барабана и множество сводов были разрушены, а также имелись многочисленные повреждения кладки, выбоины и сквозные трещины.
Реставрацию, проведенную Т.В. Гладенко в 1952-1953 годах, можно считать одной из первых послевоенных реставраций в Новгороде и первой на таком многослойном и сильно разрушенном памятнике.
В 1127 году, по летописным данным и подтвержденным натурными исследованиями, храм был заложен новгородским князем Всеволодом Мстиславичем. Он приказал построить каменную церковь святого Иоанна на дворе в Петрятине в честь своего сына. В 1130 году строительство было завершено и церковь была названа святого Иоанна. Однако к моменту окончания строительства сын князя уже умер. Впоследствии собор неоднократно перестраивался, и сейчас сохранился только фундамент и план здания. Реконструкция архитектуры этой древней постройки происходит только частично.
Большой шестистолпный собор с нартексом был длиной 24,6 м и шириной 16 м. Считается, что в здании были хоры, к которым можно было подняться по внутренней лестничной башне, находившейся в одной из западных частей. Количество глав собора неизвестно. Покрытие, вероятно, было сводчатым. В интерьере были фрески. Этот собор, начатый в XII веке, продолжил традицию монументальных княжеских построек и оказал сильное влияние на архитектуру Новгорода, Пскова и Старой Ладоги.
В 1184 году, вероятно из-за возникновения деформаций, по непонятной причине, князь передал собор новгородским купцам сразу после окончания строительства, специальной грамотой («Рукописание князя Всеволода»). С помощью этого документа князь определил собор административным центром новгородского Торга, установил структуру управления (тысяцкий, старосты от разных сословий), организовал торговый суд, а также разместил здесь эталоны мер и веса («мерила торговые, скалвы вощаные, пуд медовый, гривенку рублевую, локоть еваньский»). Функция административного центра сохранялась за храмом до XVII века.
На старой основе был возведен новый собор, вероятно, с повторением прежних форм. Архепископ Илия с братом заложили церковь святого Иоанна в Търговищи. План постройки был в точности повторен, но западная стена была утолщена, возможно, для устройства внутристенной лестницы. К центральной трети западного фасада был примкнут каменный притвор. Вероятно, были сохранены типологические особенности предыдущего памятника. Собор конца XII века был уже архаичен для своего времени, когда доминировали постройки другой типологии.
Перестройка собора произошла в 1548 году. Были внесены следующие изменения: сводчатое междуэтажное перекрытие вместо деревянного, палаточное покрытие вместо позакомарного, новые широкие окна и северный портал, а также обширная паперть вместо западного притвора. В конце XVII века также были проведены некоторые перестройки, которые отражены на южных и северных фасадах с помощью широких окон с богатыми наличниками. Однако от храма этого периода сохранилась только нижняя часть стен высотой до 1,2 метра. В 1453 году собор был разобран до основания и заново возведен на старой основе в результате "реставрации" архиепископом Евфимием II.
В 1825 году была расширена паперть, построены два придела и возведена каменная колокольня, а также произведены изменения в некоторых окнах. Однако в 1930 году паперть и колокольня были разобраны.
Во время Великой Отечественной войны памятник претерпел значительные разрушения: кровля была утрачена, большая часть барабана и множество сводов были разрушены, а также имелись многочисленные повреждения кладки, выбоины и сквозные трещины.
Реставрацию, проведенную Т.В. Гладенко в 1952-1953 годах, можно считать одной из первых послевоенных реставраций в Новгороде и первой на таком многослойном и сильно разрушенном памятнике.
В 1979 году П.А. Раппопортом (Институт истории материальной культуры) провел локальные натурные исследования, которые сопровождались археологическими раскопками. В ходе исследований были изучены древние части стен и фундаменты, а также определен объем сохранившихся частей XII века. По результатам исследований были раскрыты все формы XVI и XVII веков, такие как палаточное завершение, окна и скупой декор, а также отдельные окна XV века. В процессе реставрации были восстановлены своды, арки и барабан, а также укреплена кладка. Однако в интерьере не проводились отделочные работы. Реставрация была признана весьма удачной и методически верной.
Большая трехэтажная трехапсидная одноглавая постройка с палаточным завершением, представляющая собой собор, находится в настоящее время. Хоры с двумя угловыми каморами размещены в западной части. Две внутристенные лестницы связывают подцерковье, основной объем и хоры. Фасады довольно лаконично решены: они расчленены лопатками, стянутыми вверху двухуступчатыми арками, а барабан завершен аркатурой. Узкие окна прямоугольной формы, вписанные в нишу с полуциркульным завершением, находятся на нижнем уровне хора, на апсидах и в барабане. Они датируются XV веком.
Южный и северный фасады здания имеют окна XVII века с фигурными наличниками и "разорванным фронтоном". Окна XVI века, широкие и с пологой арочной или прямой перемычкой, вписаны в прямоугольную нишу. Порталы расположены на южной и северной сторонах. На восточном фасаде над боковыми апсидами виден декор в виде кирпичных крестов и розеток из треугольных впадин.
Поделиться:
Написать отзыв
Отзывы
Для этого объекта еще нет отзывов.