government
Правительство
Новгородской области
Туристический портал Новгородской области novgorod.travel novgorod.travel
Генеральный
спонсор
sponsor
Описание
При истоке реки Волхов из озера Ильмень расположен Перынский Рождества Богородицы скит. 

Князь Владимир, который крестил Русь в 988 году в Киеве, за 8 лет до этого (когда сам еще был язычником) провел реформу иерархии русских языческих богов, сделал Перуна главным богом и повелел построить капище около озера Ильмень.

В дохристианское время именно на Пеерынском скиту и находилось капище бога Перуна – бога грома и молнии. Согласно историческим документам от 980 года, в центре капища стоял огромный высокий идол, срубленный из цельного дубового бревна.
___
 *Ка́пище  — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм.
___

В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная статуя Перуна сброшена в Волхов, а на месте идола установили поклонный крест.

Епископом Иоакимом Корсунянином же была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе,  с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, - так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы» («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь» Евангелие от Иоанна,15,1). Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к  символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорен. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12444 до 5105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского)(1792-1838). Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал против распространившегося в образованных слоях русского общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. (Влияние мистиков было ослаблено устранением их покровителя министра духовных дел князя Голицина и надолго прекратилось в 1825 году со вступлением на престол императора Николая I, глубоко верующего и церковного.)

По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С.А.Ширинский-Шихматов). В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».

В скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году – в день храмового праздника Рождества Богородицы 8(21) сентября. В наше время слово «скит» означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Первоначально же «Скит» было именем собственным – это была пустыня в Египте около Александрии, где с IV по VII век спасали свои души  тысячи монахов.

В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. (Последние монастыри в СССР были ликвидированы в ночь на 18 февраля 1932 года, но опять появились вместе с присоединенными в 1940 году землями (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия ), вновь стали открываться в войну на оккупированной территории и некоторое время после войны.)  Перынский скит был разорен и закрыт. Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев – испанцы – размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны, посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.

После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. На остров была проложена дамба, между сосен расположились домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и даже для туристской экзотики была «украшена» деревянной статуей Перуна…

Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные годы (например, раскопки новгородского музея в 1933 году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952 годах проводились археологические раскопки под руководством А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого капища.



Что еще посмотреть
Написать отзыв
Отзывы

Для этого объекта еще нет отзывов.