government
Правительство
Новгородской области
Туристический портал Новгородской области novgorod.travel novgorod.travel

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948)

Среди знаменитостей, оставивших свой след в Холмской истории, оказался и знаменитый советский кинорежиссер С.М. Эйзенштейн. Его немой фильм «Броненосец Потемкин», снятый в 1925 году, в 1958 году экспертами международного жюри был включен в десятку лучших фильмов всех времен и народов.

Сергей Михайлович родился 22 января 1898 года в интеллигентной зажиточной семье главного архитектора города Риги. В 1915 году он окончил Рижское реальное училище. Знал несколько европейских языков. Увлекался мировой литературой, театром, фотографией и рисованием.

В 1915 году Эйзенштейн поступает учиться в Петроградский институт гражданских инженеров. Весной 1917 года его призывают на военную службу и зачисляют в школу прапорщиков инженерных войск. Октябрьскую революцию 1917 года Сергей Эйзенштейн принял и в марте 1918 года вступил в ряды Красной Армии.

В июле 1919 года С.М. Эйзенштейн оказывается в городе Холме Псковской губернии на военном строительстве в Латышском строительно-дорожном отряде. Там он был до середины 1920 года. Отсюда он слал письма матери. Выдержка из писем: «Холм, 27 июля 1919г. теперь я «обжился» и чувствую себя здесь превосходно и во всяком случае лучше, чем в Управлении. На первое место ставлю довод: я очень сыт (стол домашний и даже «красивый»).

Что касается моего перевода в Петро – меня начинают брать какие-то «сумления»…боюсь обывательской жизни после вольного воздуха теперешней работы. К тому же сейчас и пищи духовной удается доставить: сейчас зачитываюсь Метерлинком. На очереди Достоевский, Гартман, Ибсен. Все от знакомых, очень даже милых и даже «почти родственников» через Захаровых и Дурдиных. У них есть рояль и пивной завод. Кстати пол Холма принадлежит роду Захаровых. Фамилия Захаров встречается через одного».

«Холм, 7 августа 1919г. А затем главное, главное – созидаем театр. Силы у нас весьма приличные - любители, члены строительства, игравшие еще в Няндоме. Постановочно-режиссерская часть в моих руках».

Организация самодеятельного театра в Холме носила, несомненно, прежде всего, характер пропаганды Советской власти.

В 1918 году в Холмском уезде Галибецкой волости, произошли крестьянские выступления против Советской власти. В 1919 году восстали крестьяне Торопацкой волости недовольные многочисленными поборами. Красноармейцы подавили повстанцев. Недовольные были расстреляны.

В Холме была написана пьеса «Галибецкое восстание» По-видимому, ее автором был Сергей Эйзенштейн. В середине 1919 года пьеса поставлена холмскими артистами на сцене в селе Киевичи Ровенской волости. Надо полагать, на представлении присутствовал и режиссер Сергей Эйзенштейн. В Холме пьеса шла один раз.

А после войны разносторонний и увлеченный Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, где начал трудиться режиссером и художником по декорациям.

В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ), возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом, которого боготворил. Однако через год Сергей ушел от своего Мастера просто по причине того, что стал самостоятельной творческой личностью. Но именно благодаря занятиям с Мейерхольдом у Эйзенштейна появился свой стиль, своя эстетика. Первый фильм Эйзенштейна «Стачка», снятый в 1924, рассказывал о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Уже в этой работе режиссер показал то, чему впоследствии будут обучать студентов киноинститутов – использование метафоры, приемы монтажа, чувство ритма. Следующий фильм– «Броненосец «Потемкин»» (1925) был посвящен восстанию матросов. В историю мирового кинематографа вошла сцена расстрела мирной толпы в Одессе. По подсчетам статистиков, этот шедевр Эйзенштейна имеет максимальное количество наград и постоянно входит в рейтинг фильмов «всех времен и народов». Фильм немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря «монтажу аттракционов». Как формулирует сам Эйзенштейн, «это свободный монтаж произвольно выбранных самостоятельных воздействий, но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект».«Потёмкин» не имеет традиционного сюжета, материал в нём построен по принципу хроники, но – это драма. Фильм стал классикой нового киноискусства. Далее выходит фильм «Окт́ябрь» (1928) о событиях Октябрьской революции 1917, тем самым завершая трилогию о революционных событиях России.

В 1930 году Эйзенштейн отправляется в Голливуд как представитель молодого перспективного советского кино. Он пишет сценарии для фильмов, однако из-за развёрнутой в Голливуде антисоветской кампании против режиссёра, от сотрудничества с Эйзенштейном пришлось отказаться. По возвращении в Россию режиссер занимался исследовательской работой, писал статьи, готовил лекции. Его книги «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где описаны принципы цвета, звука и монтажа в кино, стали учебными пособиями для кинопроизводственников. В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял свою первую звуковую картину «Александр Невский», которая посвящена русской победе над тевтонскими рыцарями. Считается одной из лучших картин Мастера, за которую он получил Сталинскую премию. В годы

Великой отечественной войны картина оказывала сильное агитационное воздействие.

Практически с тем же составом съёмочной группы Эйзенштейн снял «Иван Грозный»(1945); Здесь также получило продолжение экспериментов со звуком, цветом, монтажем. За фильм Сергей Михалович получил вторую Сталинскую премию. При жизни Эйзенштейна продолжение «Ивана Грозного» на экраны так и не вышло. Во второй серии режиссер размышлял о жестокости власти и о том, что диктатора неизбежно ждет расплата – одиночество и муки совести. Эта трактовка не устроила Сталина. Фильм надо было перерабатывать. Но сердце Сергея Михайловича Эйзенштейна остановилось 11 февраля 1948 года.